Все в этом мире подчинено законам развития. И газовое оборудование в этом плане не исключение. По мере развития систем питания двигателей развивались и системы подачи газа. Различают следующие поколения ГБО.
I ПОКОЛЕНИЕ.
ГБО первого поколения использовались, да и сейчас являются идеальным решением для использования на карбюраторных двигателях. Принцип приготовления газо-воздушной смеси и ее подачи в двигатель основан на эжекторном эффекте. Данный эффект реализовывается с помощью смесителя, устанавливаемого либо между воздуховодом и карбюратором (верхний смеситель), либо между карбюратором и впускным коллектором (нижний смеситель).
II ПОКОЛЕНИЕ.
По мере развития автомобилестроения, в автомобилях появилась система обратной связи для коррекции количества подаваемого в двигатель топлива. Назвали ее - лямбда системой, а датчик, с которого снимался сигнал состояния - лямбда зонд. Его применение позволило оптимизировать топливо-экономические и мощностные характеристики двигателя во всех режимах его работы. Грех было не воспользоваться таким случаем, и производители ГБО вместо обычного дозатора стали выпускать дозатор, управляемый сигналами с лямбда зонда, что также позволило оптимизировать состав подаваемой в двигатель рабочей смеси на всех режимах его работы.
III ПОКОЛЕНИЕ.
Дальнейшее качественное развитие ГБО ознаменовалось переходом от эжекторной к инжекторной системе подачи газа в двигатель. Вместо редуктора, дозатора и смесителя стали применять дифференциальный редуктор и газовый инжектор, управляемый импульсами, поступающими с блока управления газовой системой. Данное поколение ГБО позволило реализовать параллельный впрыск газа непосредственно у каждого цилиндра двигателя, что практически исключило вероятность возникновения «обратного хлопка» на инжекторных двигателях, и увеличить точность подаваемой смеси в карбюраторных двигателях.
IV ПОКОЛЕНИЕ.
По мере появления систем адаптации и самодиагностики двигателя, ужесточения экологических требований становилось ясно, что указанные выше поколения ГБО, не могут эффективно с ними работать. Бензиновый компьютер приходилось «обманывать», устанавливая различные эмуляторы, что негативно сказывалось на качестве смесеобразования и часто приводило к возникновению ошибок, а иногда и полной остановки автомобиля. Решением данной проблемы стало появление ГБО четвертого поколения, полностью «прозрачного» для бензиновых контроллеров автомобилей и обеспечивающего фазированный впрыск газа непосредственно у каждого цилиндра.
V ПОКОЛЕНИЕ.
Пятое поколение газового оборудования аналогично четвертому, за исключением того, что пропан-бутановая смесь подается к цилиндрам в жидкой фазе, а не в газообразной. Данное решение позволило повысить точность подаваемых к цилиндрам зарядов, т.к. количество впрыскиваемой жидкости не зависит от ее температуры.